Если вы устали, то послушайте музыку и выполните несколько упражненеий на релаксацию.
Музыка для релаксации 1 вариант mp3
Музыка для релаксации 2 вариант mp3
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВАРИАНТ АУТОТРЕНИНГА
Учитывая тот
факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во
время которого возникает наибольшая вероятность переживания чувств тревоги и
волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напряженности
подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для
устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного
беспокойства и т. д. Для мышечной релаксации овладевают одним или двумя
стандартными упражнениями.
Многие
подростки предпочитают не проявлять свои негативные эмоции (ярость, гнев,
печаль), а подавлять их. В дальнейшем подавление таких эмоций может вызвать
большие проблемы, вплоть до развития и усугубления серьезного заболевания.
Аутотренинг (далее — AT) помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и
ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помощью определенных
упражнений (Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: ЭКСМО, 2002.)
Подростки,
участвующие в какой-либо общественной деятельности, могут испытывать волнение
перед публичным выступлением. Таким подросткам для обретения уверенности в себе
рекомендуются упражнения, связанные с ассоциацией покоя. Перед выступлением
следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр
тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять
спокойную непринужденную позу.
Некоторые
подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя
это тем, что это единственный способ снять напряжение. Таких подростков следует
обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряженности, для
укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Применяют
метод самовнушения в состоянии релаксации.
AT также
способствует подготовке человека к пребыванию в стрессовой ситуации (например,
экзамены), способствует понижению ситуационной напряженности, повышает скорость
адаптации. AT применяют и в случаях налаживания отношений между подростком и
родителями.
Большинство
подростков ведет активный образ жизни, для быстрого восстановления сил
рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут С самовнушением
бодрствования.
Аутотренинг также используют как
один из методов формирования самооценки педагогически запущенных подростков.
Именно адекватная самооценка позволяет подростку критически относиться к самому
себе, постоянно соотносить свои возможности и способности с предъявляемыми
жизнью требованиями, ставить перед собой реальные цели, отказываться от
необоснованных притязаний, предложений попробовать наркотики и т. д. В области
формирования самооценки личности, особенно ее смысловой сферы, неоценимую
помощь может оказать самовнушение.
Две минуты отдыха (Лидерс А. Г.
Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.
заведений. — М.: Академия, 2001.)
Цель: возможность быстро
отдохнуть от психологической нагрузки. Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения:
«Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной
к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет
хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать.
Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно
там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо,
две-три минуты».
Дав инструкцию, тренер и сам
может присоединиться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две-три минуты
наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с супервизором, просто обдумывать
последующую логику тренинга.
Расслабление
Цель: возможность расслабиться и
отдохнуть.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения:
«Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте
глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле... Вам удобно... Глаза
закрыты... Расслабьтесь... »
Тренер в упражнениях этого типа
может варьировать свое участие от полного контроля за их выполнением группой до
полного «растворения» в группе, т.е. отдыха вместе с группой, когда он дает
инструкцию и сам ее выполняет вместе с подростками. Одной из форм контроля
будет дооснащение упражнений на отдых и расслабление. В инструкцию добавляются
слова: «Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу.
Отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе». В ходе
выполнения упражнения тренер идет по кругу и спрашивает некоторых из подростков
примерно следующее: «Где ты? Это место знакомо тебе? Что ты делаешь? Ты один?
Кто рядом с тобой? Тебе хорошо? Побудь там еще... »
Упражнение может длиться 3-5
минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде тренера, типа
«Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали... возвращайтесь медленно...
прощайтесь с теми, кто там был с вами... Открывайте глаза... Потянитесь,
выпрямитесь, посмотрите друг на дру¬га... Мы продолжаем тренинг».
Дыхание (Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: ЭКСМО, 2002.)
Цель: уменьшение уровня
тревожности, выход из стрессовой ситуации.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения:
«Сядьте на стул. Закройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на
собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его
естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, запомните, как
вы дышите в состоянии покоя, зафиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень
важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.
Крик
Цель: разрядка чувства
фрустрации, гнева, ярости и т. д.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: Для
выполнения этого упражнения необходимо набрать в грудь воздуха и закричать изо
всех сил, предварительно убедив¬шись, что никто не услышит ваш крик! Если такой
возможности нет, то можно использовать другой способ, например, сесть на стул,
положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глубокий вдох, а затем
закри¬чать как можно громче (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подушкой.
Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опу¬стошенности.
Комментарии: Единственным
недостатком этого упражнения является то, что в процессе его выполнения может
заболеть горло или же можно охрип¬нуть. Поэтому необходимо научиться правильно
выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин легких.
Истерика
Цель: снятие эмоционального
напряжения.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения:
Для его выполнения необходимо лечь на кровать, диван или на любую другую мягкую
поверхность, на твердой поверхности это упражнение выполнять не стоит. Смысл
упражнения заключается в том, что нужно представить себя ребенком, бьющимся в
истерике. Можно колотить руками и ногами о постель и одновременно с этим
кричать или издавать лю¬бые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это
стоит столько вре¬мени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно
полежать и отдохнуть. Это упражнение дает огромное освобождение.
Разряжение тревоги и страха
Цель: избавление от чувства
тревоги и страха.
Возраст: 12—16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения:
Прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно составить список всех
людей, мест и ситуаций, которые вызывают тревогу, беспокойство или страх.
Во-первых, это упражнение поможет по¬нять, что именно вызывает эти эмоции, а
во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности.
Это упражнение можно выполнять не
только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент
переживания.
Сядьте поудобнее. Подумайте о тех
людях, местах или ситуациях, кото¬рые внесены в список, и вслух выражайте любые
мысли или чувства, кото¬рые просятся наружу, как, например: «Мне страшно», «Я
обеспокоен». Повто¬ряйте фразы как можно быстрее. Спустя некоторое время
обнаружится, что вы бормочете что-то бессвязное про себя. В этот момент
сделайте паузу и посмотрите, не придет ли вам на ум еще какая-нибудь фраза.
Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют область подсознания
и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.
|