Опасности и риски подросткового
возраста. Депрессия и суицид
Подростку в 12-16 лет приходится
сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами: освоиться со своим
стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность,
занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности,
выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих
задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств.
А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.
Вместе с тем не любая неудача
сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные
составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать
различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом
душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в
эмоциональную жизнь ребенка.
Какие признаки свидетельствуют о
тяжелом эмоциональном состоянии:
- постоянная вялость, апатия на протяжении
значительного времени; «потухший» взгляд, слабоинтонированная - речь,
«бесцельное» времяпрепровождение;
- снижение или потеря аппетита, нарушение сна;
- резкое сокращение общения со сверстниками вплоть
до полной изоляции;
- потеря интереса к прежним увлечениям при
отсутствии новых занятий и дел;
- появление безразличия к собственному
внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей внешнего
вида подростка, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику,
производимому впечатлению).
В таком состоянии, если подросток
к тому же чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти и на
экстремальные меры «разрешения» проблемы, в том числе и на попытки суицида.
Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический фактор, чем
агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с собой.
Что могут сделать родители в
такой ситуации.
Первое. Прежде всего, поговорить
с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей
тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним
изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о
собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и
тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять.
Второе. Если ваш сын или дочь
захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности,
выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и
участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого
расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать:
«Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно,
что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность
выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит
значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту
ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с
доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой.
Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в
ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру
в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты
справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу
возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение
вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство
необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком.
Третье. Если ребенок не хочет
обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики
возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то
другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный
брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не
организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как
возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в
ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива —
обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это
сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные,
множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но
возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс.
В случае если все
вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима
консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта,
психиатра).
Четвертое. Проводите с подростком
больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для
обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь.
Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание,
которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном
настрое, в простых бытовых действиях.
Так или иначе, подавленность,
депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и
пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы
рядом были чуткие, тактичные, любящие люди.
|