Положение о классном руководстве
1. Общие положения.
1.1. Классный руководитель содействует
созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального
развития личности ребенка. Для чего:
- Изучает особенности развития, состояния
здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, руководствуясь
правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
- Изучает склонности, интересы, сферу
дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды
деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы,
объединения по интересам).
- Корректирует межличностные связи в классе,
по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и
отверженным).
- В индивидуальных беседах, в ходе
психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным»
поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к
самовоспитанию, к самоуправлению.
- Старшеклассникам помогает найти цели жизни,
подводит к осознанному выбору профессии.
1.2. Цели воспитательной деятельности
классного руководителя:
- Создание психолого-педагогических условий
для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей
детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
- Организация разнообразной творческой,
личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника
социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития,
самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
- Организация социально ценных отношений и
переживаний воспитанников в классном сообществе.
1.3. Классный руководитель
осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:
- Помогает в организации классной деятельности
ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации
межличностных отношений.
- Участвует с классным
коллективом в общешкольных мероприятиях, в трудовых десантах, воспитывая
ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.
- Развивает и совершенствует
классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать
свою точку зрения, принимать решения, где необходимо – идти на компромисс.
- Изучает на классных часах
вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать справедливость,
защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и
от кого бы то ни было.
1.4. Классный руководитель
осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
- Помогает отдельным учащимся в
преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий,
консультирует родителей.
- Поощряет и по возможности организует
взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и
конфликты с педагогами.
- Организует и участвует в педконсилиумах по
учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки
учителей-предметников.
- Способствует развитию
познавательных интересов при помощи классных часов, предметных олимпиад,
недель, кружков.
- Содействует профессиональному
самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии,
дальнейшего образования.
- Содействует получению дополнительного
образования воспитанников через систему кружков, спортивных секций, творческих
или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя
о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть
единственным условием самореабилитации и предупреждения девиантного поведения.
1.5. Классный руководитель:
- отвечает за отработку летней трудовой
практики учащихся своего класса, доведя до всех учащихся и их родителей графики
отработки и проконтролировав выполнение этих графиков.
- Проводит родительские собрания,
дает консультации, привлекает родителей к помощи школе.
- Организует дежурство, коллективную уборку
класса, мобилизует усилия детей и родителей для ремонта класса, школы, ведет
установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и
информирует о ней родителей.
- Предпринимает необходимые меры
для предупреждения опасности для жизни и здоровья учащихся во время их
пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП,
имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
- Участвует в работе педсоветов,
семинаров, административных и методических совещаний.
- Осуществляет повышение своего
профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.
2. Общие требования к объему и качеству работы
классного руководителя
2.1. Минимальное рабочее время,
которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели –
2,5 часа, что составляет 13% от ставки учителя.
2.2. Классный час проводится 1 раз в неделю по
расписанию.
2.3. Количество воспитательных мероприятий –
не менее 2 дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие
должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы
хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости
администрации при отчете за учебный год.
2.4. Количество родительских собраний – не
менее одного в четверть.
2.5. Содержание, объем, технология и
конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане
воспитательной работы на учебный год.
2.6. Отчеты о проделанной работе
предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному
графику.
2.7. В каникулярное и летнее время режим
работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
3. Права классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет
право:
3.1.1. Участвовать в работе
школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других
органов школы.
3.1.2. выступать с инициативой,
вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с
деловой, конструктивной критикой.
3.1.3. Создавать собственные воспитательные
системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы
воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
3.2. Классный руководитель не
имеет права:
3.2.1. Унижать личное достоинство воспитанника,
оскорблять его действием или словом.
3.2.2. Использовать отметку для наказания
ученика.
3.2.3. Злоупотреблять доверием ребенка,
нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
4. Классный руководитель должен
знать
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенцию о правах ребенка
- Педагогику детскую, возрастную, социальную
психологию
- Школьную гигиену
- Педагогическую этику -
Теорию и методику воспитательной работы
- Основы трудового законодательства.
5. Классный руководитель должен
уметь
- Общаться с детьми, поощряя детскую
активность, ответственность, подавая собственный пример активности и
ответственности.
- Видеть и формулировать свои
воспитательные цели.
- Составить план воспитательной работы в
классе.
- Организовать классную деятельность,
взаимодействие воспитанников, провести воспитательное мероприятие: беседу,
диспут, экскурсию, поход, классный вечер.
- Анализировать собственную деятельность и ее
результаты.
- Организовать и провести родительское
собрание.
- Пользоваться
психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать
их в воспитательной работе.